Депутат Госдумы вспомнил, как парился с подсудимым и предлагал ему деньги на блюдечке с голубой каемочкой
31 октября 2005 года

Такие люди - и без охраны!
Айрат Хайруллин подъехал к зданию Верховного суда без опоздания - на черном шестисотом "Мерседесе" с охраной. И спокойно ждал, пока его вызовут: заседание началось на полчаса позже. Телохранителя депутата в зал не пустили, и он остался охранять дверь.

Свидетель, войдя в зал, уверенно занял место в первом ряду - напротив судей. Председательствующий по делу разъяснил Айрату Хайруллину, что он приглашен на процесс, чтобы дать свидетельские показания по делу.

- Стоя? - спросил депутат.

- Да, - ответил председательствующий.

- Хорошо, - согласился свидетель и встал.

После уточнения ФИО свидетеля суд поинтересовался местом его работы.

- Госдума, город Москва, - отрапортовал Хайруллин.

И заметил между прочим, что у него было достаточно поводов сослаться на важные дела и затянуть процесс. Но, получив повестку, он поспешил выполнить свой гражданский долг.

- Действительно, без ваших показаний мы не смогли бы закончить процесс, - оценил высокий уровень правосознания депутата Госдумы председательствующий по делу.

Айрат Хайруллин рассказал суду, что в 1996 году, после гибели Айбатова, его избрали гендиректором "Красного Востока". И ему назначил встречу отец подсудимого - Ахметзян Булатов, который, как выразился свидетель, в то время курировал в правительстве Татарстана "пищевку". При "тесном разговоре" в кабинете Ахметзяна Булатова присутствовал и Булатов-младший. А Булатов-старший заявил новоиспеченному директору "Красного Востока", что он случайный человек на "Красном Востоке" и что покойный Айбатов многим был обязан семье Булатовых и остался должен фирме "Сандра", которую возглавлял Борис Булатов, большую сумму денег. По словам Хайруллина, "разговор был деликатным".

- Через день я позвонил Борису Булатову и подъехал к нему в офис на Бутлерова, - рассказал суду Хайруллин. - А перед этим я собрал своих ребят, которые были в курсе всех арбитражных тяжб между "Красным Востоком" и "Сандрой", и поинтересовался, о какой сумме идет речь. Мне сказали, что 2 миллиарда неденоминированных рублей. При встрече с Булатовым я предложил официально перечислить ему 200 миллионов и еще 800 преподнести на блюдечке с голубой каемочкой. Но он сказал, что этого мало.

Через некоторое время, как утверждает Айрат Хайруллин, Булатов назначил ему вторую встречу и передал банковские реквизиты, на которые новый гендиректор "Красного Востока" должен был перечислить 5 миллиардов неденоминированных рублей. Хайруллин взял кредит в банке и перечислил всю сумму. После этого, по словам Хайруллина, они снова встретились с Борисом в кабинете Булатова-старшего, и сын сказал отцу, что вот, мол, папа, Айрат все, что обещал, сделал - свои обязательства выполняет. Участники встречи обменялись рукопожатием, и Борис пригласил новоиспеченного гендиректора "Красного Востока" отметить сделку к себе на дачу. И даже самолично парил Айрата Хайруллина в бане.

- Я не слишком подробно рассказываю? - спохватился предавшийся воспоминаниям депутат Госдумы, заметив, что присутствующие в зале представители СМИ записывают каждое его слово.

- Ничего страшного, - успокоил депутата прокурор, но все же сузил тему: - Скажите, когда Булатов настаивал на том, что вы должны отдать ему долг, какие-либо угрозы с его стороны были?

- Знаете, после первой встречи мы действительно по-плохому разошлись, - сообщил свидетель. - А потом за короткое время у меня сгорело несколько торговых точек. Кто-то избил аудитора, который представлял интересы "Красного Востока" в Арбитражном суде, и дочь главбуха. Когда я все эти цепочки увязывал... это не могло быть случайно. Но деньги я решил отдать не из-за этого. Понимаете, когда Ахметзян Булатов мне рассказал об истории назначения Айбатова, я подумал, что это не рэкет и что "Красный Восток" действительно остался должен. А мне чужого не надо. И потом, я человек неконфликтный: если вижу, что все можно решить с помощью компромисса, так и решаю.

Но, как оказалось, подсудимый вовсе не считал, что его конфликт с "Красным Востоком" был разрешен. Более того, он утверждал, что не договаривался с Хайруллиным и не получал от него денег ни по перечислению, ни на тарелочке с голубой каемочкой, а его отец никогда не встречался с Хайруллиным и тем более не вел с ним переговоров о долге.

- Мой отец - солидный человек, а не мальчик со значками! - заявил подсудимый суду. - И его словам можно верить.

Адвокат Булатова, в свою очередь, поинтересовался у свидетеля, почему в реквизитах, которые якобы передал его подзащитный Хайруллину, указан ИНН совсем не "Сандры", а в банке, через который, как утверждает свидетель, он перечислил деньги, нет никаких подтверждающих эту финансовую операцию документов.

- Это ведь не две копейки, а 5 миллиардов! - воскликнул адвокат.

Однако свидетель стоял на своем даже после того, как не смог объяснить и другой факт: почему на платежном поручении, приложенном к делу, нет ни одной подписи.

- Наверное, это копия, - предположил Айрат Хайруллин, удивленно изучая предложенный ему документ. - Я помню, что подписывал платежное поручение.

- А где оригинал? - поинтересовался адвокат у свидетеля. - Ведь его в деле нет.

- Это вопрос не ко мне. Не я веду следствие, - заявил свидетель. - Хотя если бы я не перечислил деньги, то конфликт не был бы улажен - Булатов бы не отступился.

Но подсудимый представил суду копии документов, подтверждающих, что конфликт не был исчерпан: арбитражные споры между "Сандрой" и "Красным Востоком" продолжались. И как Булатов пояснил суду, его уговорили прекратить конфликт родные и близкие. Правда, по какой причине, он не сказал, зато задал свидетелю странный вопрос:

- Вам знаком член преступной павлюхинской группировки по кличке Тотоша?

И пока депутат Госдумы Хайруллин вспоминал, подсудимый поведал суду, что этот самый Тотоша приходил к нему домой и сказал такую фразу: убивают не только тех, кто должен, но и тех, кому должны.

- Я не понял вопрос, повторите, пожалуйста, - попросил Хайруллин подсудимого. После чего сказал, что с Тотошей он точно не знаком.

Когда вопросы к свидетелю иссякли, председательствующий поинтересовался, нужна ли уважаемому депутату отметка в повестке, что он был в суде. Хайруллин сказал, что не нужна.

Остальные свидетели обвинения, опрошенные вчера в суде, в том числе и нынешний гендиректор "Красного Востока" Владимир Панков, тоже не смогли пояснить, где же документы, подтверждающие перечисление Булатову 5 миллиардов рублей. Тем не менее все они настаивали на том, что деньги были перечислены. И именно это, дескать, помогло разрешить конфликт, из-за которого якобы и убили Айбата Айбатова.

Елена МЕЛЬНИК, "Вечерняя Казань"